Творческий путь
 Князь А. Шаховской был весьма образованным человеком своего времени. Учился в Благородном пансионе при Московском университете, который окончил в 1792 году. С 1802 по 1826 год фактически руководил театрами Петербурга. Своей главной задачей считал помощь «мудрому правительству» в борьбе с «безрассудными нововведениями».
 За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.), большинство из которых до сих пор не опубликовано.
 С 1810 года член Российской академии. В 1812 г., в момент общего патриотического подъёма, большой успех имела комедия Шаховского «Казак-стихотворец», не лишенная некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене. Шаховской принял участие в событиях этого времени и как ополченец, командуя тульской дружиной. Партизанская война дала ему материал для патриотической оперы-водевиля «Крестьяне или встреча незваных» (1814).
 Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии «Липецкие воды» (1815), в которой, под именем Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», представлен, может быть, Жуковский. Арзамасцы отомстили Шаховскому рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов «Беседы», поддерживавших Шаховского.
  В 1818 году в первый раз вышел в отставку в связи с конфликтом с директором Императорских театров. В 1821 году, при новом директоре, вернулся на службу и окончательно покинул ее в 1826 году. Выйдя на пенсию, принялся за написание мемуаров. Был также выдающимся театральным педагогом. Среди учеников: Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин. А. М. Каратыгина-Колосова, И. И. Сосницкий, Я. Г. Брянский, М. И. Вальберхова, Н. О. Дюр, его сестра Л. О. Дюрова, А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов, сёстры Надежда Аполлоновна и Мария Аполлоновна из артистической семьи Азаревичей и др.
 В 1811 он организовал «Молодую труппу», выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили его воспитанники. Среди наиболее известных пьес Шаховского — «Новый Стерн» (1805), «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), «Пустодомы» (1819) — одни из самых репертуарных пьес первой четверти XIX века.
 Как отмечала «Театральная энциклопедия»,
  Семья
 Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой. В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней».
  Творческое наследие
 Наследие огромно: более 110 пьес, переводы Буало, Юнга, Т. Тассо, Вольтера; совместный с П. А. Катениным, А. А. Жандром и А. И. Чепеговым перевод «Горациев» (1817), переделки для сцены произведений А. С. Пушкина, Шекспира, В.Скотта.
 Стихотворения:
  - «Расхищенные шубы» — поэма (1811)
  - «Москва и Париж в 1812 и 1814 гг.» поэма, Спб., 1830)
  
 Пьесы:
  - «Женская шутка» (1795), первая комедия, позже уничтоженная
  - «Коварный» (1804) — комедия, провалилась
  - «Новый Стерн» (1805),
  - «Любовное зелье» (опера, 1806)
  - «Беглец от своей невесты» (опера, 1806),
  - «Русалка» (либретто к опере Катерино Кавоса), 1807
  - «Все дело в окошках» (оперетта, 1807)
  - «Домашний театр, или Полубарские затеи» (комедия, 1808); продолжение — пьесы: «Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей» (1822), «Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина» (1832); роль Транжирина исполнял М. С. Щепкин.
  - «Ссора, или Два соседа» (комедия, 1808)
  - «Заира» — перевод трагедии Вольтера и (1809).
  - «Китайский сирота» — перевод трагедии Вольтера и (1809).
  - «Дебора, или Торжество веры» (1810; совместно с Л. Н. Неваховичем),
  - «Казак-стихотворец» — признается первым русским водевилем
  - «Крестьяне, или Встреча незваных» — патриотический водевиль (1814), музыка С. Титова
  - «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» (1814)
  - «Иван Сусанин» — либретто оперы, музыка К. Кавоса
  - «Урок кокеткам, или Липецкие воды» — (1815, Ольгин — И. И. Сосницкий)  
  - «Фин» — трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
  - «Керим-Гирей, крымский хан» — трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
  - «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (1818)
  - «Пустодомы» (1819, Радугин — И. И. Сосницкий)
  - «Какаду, или Следствие урока кокеткам» (1820) — комедия
  - «Тетушка, или Она не так глупа» (1821)
  - «Иванго» (переделка В. Скотта «Айвенго»), 1821;
  - «Буря», переделка Шекспира (1821)
  - «Таинственный Карло», переделка В. Скотта (1822)
  - «Король и пастух» — перевод, 1822
  - «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» (1822/1823, в роли Ренальд — П. С. Мочалов
  - «Урок женатым» (1823)
  - «Своя семья, или Замужняя невеста» совместно с А.Грибоедовым и Н.Хмельницким
  - «Благородный театр»
  - «Аристофан, или Представление комедии „Всадники“» (1825), постановка в Малом театре 1826 г., Аристофан — П. С. Мочалов
  - «Ворожея»
  - «Бенефициант» — водевиль
  - «Любовная почта»
  - «Откупщик Бражкин, или Продажа села»
  - комедия «Ты и Вы»
  - «Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», переделка В. Скотта (1824)
  - «Сокол кн. Ярослава Тверского. Русская историческая быль» (1823). Мнение Грибоедова о пьесе:  
  - «Сицилиец» — переделка пьесы Мольера
  - «Фальстаф», переделка Шекспира (1825).
  - «Юрий Милославский» (по одноименному роману М. Н Загоскина, 1832/1834)
  - «Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень» (1826/1827, в роли Неизвестного — Мочалов)
  - «Фингал и Роксана» (Фингал — П. С. Мочалов)
  - «Меркурий на часах» (1827),
  - «Девкалионов потоп, или Меркурий предъявитель» (1829)
  - «Романный маскарад» (1829),
  - «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь» (1830)
  - «Каламбурист и журналист» (1832)
  - «Женихи чужих невест»
  - «Смольяне в 1611 г.» — драма, переделка для сцены романов М. Н. Загоскина (1830, 1832)
  - «Хризомания» (переделка для театра «Пиковой дамы» А. С. Пушкина 1836).
  
 Проза:
  - роман «в духе В. Скотта» «Жизнь Александра Пронского»,
  - цикл повестей «Русский Декамерон» (некоторые переделаны в пьесы),
  - автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку»,
  - повесть «Маруся, Малороссийская Сафо»,
  - статьи по истории и теории театра.