Из воспоминаний Софьи Гиацинтовой:
 Азарин Мессерер родился в 29 сентября, 1897 года в Вильно в семье зубного врача Михаила Борисовича Мессерера  и Симы Моисеевны Шабад , в которой было ещё 9 детей (Пнина, Моисей, Маттаний, Рахиль, Асаф, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав). Среди его братьев и сестёр в дальнейшем прославились Рахиль Мессерер — звезда немого кино, Суламифь — прима-балерина ГАБТа и Асаф — выдающийся танцовщик и педагог. Когда сестра Рахиль вышла замуж на Михаила Плисецкого, семью стали называть Плисецкие — Мессерер.
  Творческая биография
 На сцену Азарий вышел в возрасте одиннадцати лет в спектакле «Недоросль» Фонвизина. Окончив гимназию, Азарий впервые задумался о театре. Но весной 1917 года он вступил в Красную Гвардию, получив ранение, он вернулся домой, в конце 1918 года.
 Из воспоминаний Азария Азарина:
 На первом туре Азарий так убедительно имитировал армянский акцент, читая басню «Ворона и Лисица», сделав из неё комичный номер, что Вахтангова предупредили: «Это бесспорно очень одарённый юноша, но у него армянский акцент». Но потом услышали — у Азария прекрасная дикция. Так он стал учеником Вахтангова.
 Вторая студия МХТ дала Художественному театру его блистательное второе поколение.
 Из воспоминаний Азария Азарина:
 Осенью 1925 года Азарин перешёл работать в Московский Художественный театр — Второй. Работа с М. А. Чеховым принесла ему огромную пользу и обогатила его.
 В 1928 году Чехов уехал в Германию, где работал в театре Макса Рейнхардта, потом переехал в Париж, а затем, в 1939 году — в США, создал там свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро и Клинт Иствуд.
 Чехов писал Азарину:
 Михаил Чехов характеризовал личность Азария Азарина так: «Мудрость от таланта». После премьеры спектакля по пьесе А. В. Луначарского и А. И. Дейча «Нашествие Наполеона» друзья обратились к Азарину так: «Ваше величество, Наполеон Михайлович Буон-Азарт!»
  1937 год
  - В этом году Азарин стал Художественным руководителем Театра Ермоловой, ставил спектакль по пьесе В. Н. Биль-Белоцерковского — «Шторм» 
  - Одновременно работал в Театре Красной Армии над спектаклем Вс. Иванова «Голуби мира» и в Малом Театре над спектаклем А. Н. Островского «Лес».
  - С Репрессиями пришло горе в семью Мессереров. 30 апреля 1937 года в НКВД забрали мужа сестры — Рахиль, Михаила Плисецкого . Уже сидел в лагерях брат, выдающийся учёный — Маттаний.
  
  - В конце лета Азарин был приглашён в киногруппу, готовившуюся к съёмкам фильма «Ленин в Октябре», для участия в пробах на роль Ленина. В кинопробах было отчётливо видно, как Артист «метко схватил ленинских прищур глаз» и «живой пытливый взгляд Ильича, излучающий его могучий острый ум, выражающий напряжённое биение мысли».
  - 29 сентября Азарин провёл свой день рождения в актёрской компании друзей и своего брата Асафа, которому потом пожаловался, что ему трудно дышится. Ночью сердце Азарина остановилось. Ему было всего 40 лет …
  
 Из воспоминаний Юрия Завадского:
    Актёрские работы
  - Московская Драматическая Студия под руководством Е. Б. Вахтанова 
  - 1918 — А. П. Чехов «В цирульне» — Ягодов
  - 1918 — А. П. Чехов «Беспокойный гость» — Лесник
  - 1918 — Н. В. Гоголь «Тяжба» — Бурдюков
  - 1919 — А. П. Чехов «Враги» — Лакей
  - 1919 — О.Мирбо «Вор» — Клиент
  - 1919 — А. П. Чехов «Предложение» — Чубуков
  
  - вторая студия МХТ
  - 1919 — А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоанович» — Выборный
  - 1919 — А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоанович» — Нищий
  - 1919 — Ю. Х. Бергер «Потоп» — Чарли 
  - 1919 — Л.Грегори «Когда взойдёт месяц» — Полицейский
  - 1919 — Ю. Х. Бергер «Потоп» — Фрезер 
  - 1920 — А. П. Чехов «Зломышленик» — Следователь
  - 1920 — А. П. Чехов «Зломышленик» — Денис Григорьев
  - 1920 — И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» — Поплевкин
  - 1920 — М.Горький — «На дне» — Бубнов
  - 1921 — Л.Грегори «Когда взойдёт месяц» — Сержант
  - 1922 — А. П. Чехов «Ночь перед судом» — Прокурор
  - 1923 — А. П. Чехов «Канитель» — Дьячок
  - 1923 — Ф.Шиллер «Разбойники» — Патер
  - 1923 — А. Н. Островский «Гроза» — Кулигин
  
  - Московский Художественный Академический театр
  - 1922 — М.Метерлинк «Синяя птица» — Кот
  - 1924 — Н. В. Гоголь «Ревизор» — Добчинский
  - 1924 — А. С. Грибоедов «Горе от ума» — Загорецкий
  
  - Гастрольная Группа Артистов Московского Художественного театра
  - 1926 — Э.Золя «Наследнники Рабурдена» — Рабурден
  - 1927 — Э.Золя «Наследнники Рабурдена» — Доктор Мург
  
  - Московский Художественный Академический театр Второй
  
  - 1926 — А. П. Чехов «Юбилей» — Хирин
  - 1926 — Б.Шоу «Герой и война» («Шоколадный солдатик») — Майор Петков
  - 1927 — А. В. Сухово-Кобылин «Дело» — Тарелкин
  - 1929 — К.Гольдони «Бабы» — Лелио
  - 1931 — А. В. Луначарский и А. И. Дейч «Нашествие Наполеона» — Наполеон
  - 1933 — В.Шекспир «Двенадцатая ночь» — Мальволио
  - 1933 — С. И. Амаглобели — «Хорошая Жизнь» Мотто'
  
  - Малый Театр
  - 1937 — А. Н. Островский «Лес» — Аркадий Счастливцев
  
  - Центральный Театр Красной Армии
  - 1937 — М.Горький — «Мещане» — Перчихин 
  - 1937 — Вс. Иванов  — «Голуби мира» — Пётр Тыжнов 
  
  Режиссёрские работы Азарина
  - Свободная Художественная студия
  - 1925 — Шолом-Алейхем — «Гет» (идиш: развод)
  
  - Гастрольная Группа Артистов Московского Художественного театра
  - 1926 — Б.Шоу «Герой и война» («Шоколадный солдатик»)
  - 1927 — А.Хатчинсон () — «Страсть мистера Маррапита»
  - 1933 — С. И. Амаглобели — «Хорошая Жизнь»
  
  - Московский театр импровизаций
  - 1929 — Вольтер «Дикарь» («Наивный человек»)
  
  - Малый Театр
  - 1936 — А. Н. Афиногенов «Салют Испания!» 
  - 1936 — Давурин. «Семья Волковых»
  
 Московский театр имени М. Н. Ермоловой
  - 1937 — В. Н. Биль-Белоцерковский — «Шторм»